священник Георгий Максимов (yurij_maximov) wrote,
священник Георгий Максимов
yurij_maximov

Category:

Католическое миссионерство

Сейчас прочитал в проповеди священномученика Серафима (Чичагова) о том, что в 1905 г., после принятия известного манифеста, дозволявшего в Российской империи, помимо всего прочего, свободную миссионерскую деятельность иноверцев и инославных, католики весьма активизировали такую деятельность и вполне открыто заявляли, что "через двадцать лет вся Россия станет католической".

Но, хотя этим оптимистичным для них прогнозам не было суждено сбыться, надо сказать, у римо-католиков не опускаются руки и они демонстрируют завидное упорство в миссионерских попытках.

Как известно, в 1920-х годах католический епископ Д’Эрбиньи, по распоряжению папы Пия XI трижды посещал СССР, стремясь сначала склонить к унии обновленцев, а затем разработав план избрания среди тихоновских архиереев кандидата, который бы открыто соединился с Римом, бежав при этом за границу. Но и эти грандиозные планы не удались.

В настоящее время католики не теряют миссионерского энтузиазма. Делаю этот вывод на основании четырех историй, известных мне лично из первых рук.

История первая. Дело было в одной из западноевропейских стран. Для нашего прихода нужно помещение - чтобы хоть иногда совершать богослужения. Приход бедный и потянуть аренду не может. Наше священноначалие просит у католиков во временное пользование один из их недействующих храмов. Католический епископ любезно выделяет заброшенную часовенку, но с одним условием: служить только утром. Что ж, условие соблюдается, наш священник совершает по утрам утреню и литургию, люди приходят, привыкают к месту. И тут католический епископ делает следующее: выписывает себе украинского священника униата и посылает его в эту же часовню служить вечернее богослужение по византийскому обряду накануне православных служб. Рассчет оправдался и две тетки из числа невоцерковленных прихожан составили добычу католических миссионеров.

История вторая. Дело было в одной из азиатских стран. У настоятеля нашего прихода попросил приватной встречи человек, который оказался тоже украинским священником-униатом. Во время беседы он сказал, что нуждается в трудоустройстве и спросил о возможности устроиться в храм Русской Православной Церкви. Настоятель говорит ему: Вы же понимаете, что принять Вас как священника неевозможно. А тот отвечает: я на это и не претендую. Я хорошо знаю службу, могу быть регентом, алтарником, да кем угодно, только возьмите. Настоятель спрашивает: в этой стране есть местные католики-азиаты, почему бы Вам к ним не обратиться за трудоустройством? Тот говорит, мол, им священники не нужны и снова просится "хоть кем угодно" в наш храм и даже намекает на то, что настоятель от такого решения в накладе не останется. Очевидно рассчет был на то, что внедрившийся украинец сможет помиссионерствовать среди украинских прихожан, но пришлось ему уйти несолоно хлебавши.

История третья. Дело было в Москве. У нас на Болгарском подворье при владыке Игнатии активно действовала социальная служба, так что различные страждущие и обездоленные шли потоком. Среди них были и те, кто ранее побывал в католическом приюте, действующем у нас в столице. Из их рассказов вырисовывалась интересная картина устройства социально-миссионерской деятельности данного приюта. Там принимали всех приходящих, всех кормили в первый раз, всех настойчиво приглашали к участию в католической молитве, но оставляли в приюте только тех, кто был перспективен для принятия католицизма. Причем, стоит отметить, что среди бомжей есть категория людей, которые за тарелку супа поучаствуют в любой молитве и произнесут любую мантру - так вот их работники приюта умели довольно хорошо отличать и они тоже не представляли интереса. Только те, кто искренне участвовал, задерживались в приюте. Я лично разговаривал с двумя бездомными, один из которых - старый слепой грузин. Обоих выгнали из приюта за то, что они посетили православный храм (формально - за нарушение расписания, так как не успели к положенному сроку вернуться после службы). Мы потом их пристроили сами. Когда сотрудник нашего подворья в подряснике пошел в этот католический приют, чтобы поговорить, то его просто не пустили внутрь. Собственно, после этого я совсем не удивился, когда в Индии от местных услышал, что знаменитая мать Тереза тоже оказывала помощь именно тем, кто готов был принять католицизм или стать филокатоликом. Конечно же, никому не говорили прямо: принимай католицизм, или проваливай, все было устроено намного умнее и деликатнее, но люди-то тоже не дураки.

История четвертая мною услышана от одного из священников, служащих в Сибири. Там есть католический приют для детей, и русских детей в этом приюте тоже делают католиками, причем убежденными, а не просто формальными. Он рассказал это на примере судеб девочек, с которыми общался лично.

Вот сколь богаты миссионерские методы, используемые католиками и сколь целеустремленно они распространяют свою веру. Я рад, что в Православии нет такого "богатства" методов и миссия осуществляется прямо и просто, а вот что у нас нет такой целеустремленности к миссии среди католиков - это очень жаль. Встречаются даже такие православные, которые говорят, что, мол, католикам проповедовать нельзя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments