священник Георгий Максимов (yurij_maximov) wrote,
священник Георгий Максимов
yurij_maximov

Categories:

.

Только что прочитал вот этот материал: Протоиерей Анатолий Чибрик. Открытое письмо о попрании Святого Православного Креста в Даниловском гостиничном комплексе г.Москвы.

Возмущение о. Анатолия вполне оправдано (если не считать сомнительных в плане душеполезности наездов в духе "я-то молодец, что сказал, а вот почему остальные молчат?").

73 правило VI Вселенского Собора:
"Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучать"
.

Комментарий Матфея Властаря:

"73-е правило VI Собора не только возбранило писать на земле изображение честного креста, но и написанные уже изображения заповедует без всякого сомнения зачеркивать и стирать, дабы попиранием ходящих не было оскорбляемо "знамение нашей победы", всею мыслию почитаемое, словом преимущественно прославляемое и чувством поклоняемое.
Закон: на земле, или на мраморе, лежащем на земле, или на жерновом камне никто не должен вырезывать крест; а если уже написаны, - должны быть уничтожаемы. А кто нарушает этот закон, должен быть подвергнут тягчайшему наказанию".


Комментарий еп. Никодима Милаша:

"Крест - знамение нашего спасения и этому знамению надлежит, согласно этому правилу, воздавать достойную честь. Этой чести крест был бы лишен, если бы мы стали чертить и ставить его на местах, его божественному значению не соответствующих; мало того, подвергали бы его в таком случае возможности нанесения ему поругания. Случалось, что, во времена этого собора, некоторые, по словам Зонары в толковании этого правила, желая отдать кресту елико возможно большую честь, чертили знак креста всюду и даже на полах своих домов. Вследствие этого, конечно, бывало, что на крест наступали и крест попирали ногами. Против этой-то неуместности издано настоящее трулльское правило, предписывающее, чтобы с полов тех домов изглажено было начертание креста, во избежание поругания и попирания ногами знамения нашей победы, и, под угрозой отлучения, воспрещающее впредь чертить на полах домов знамения креста".

Что касается упомянутого о. Анатолием прецедента, то, видимо, подобное появилось из-за того, что людьми, которые разрабатывали дизайн туалетных принадлежностей Даниловской гостиницы, крест воспринимался не как "знамение нашего спасения", а как своего рода "торговая марка" или элемент бренда гостиницы.

Это должно быть исправлено, и исправить это совсем не сложно. Надеюсь, что за прошедшие месяцы уже что-то сделано, постараюсь выяснить.

Другое дело, что одной гостиницей проблема не ограничивается. А, к примеру, изображение православного креста на популярных в народе ремнях с текстом 90-го псалма - это как, "место, соответствующее его божественному значению"?

P.S.: Кстати, вспомнил один случай с гостиницами. В ряде мусульманских стран широко распространено неофициальное почитание особого священного символа, так называемой "руки Фатимы", которое используется в качестве амулета. И вот, в Тунисе, в гостинице, где я останавливался, это изображение входило в часть гостиничного бренда и оно было нанесено буквально всюду, как, в общем, и положено гостиничному бренду. В том числе и на туалетных принадлежностях.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments